На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Апогей офигевания

8 подписчиков

Катаракта и импрессионизм Клода Моне (1)

Эта статья есть синтез и аналитическая переработка  научно-популярных статей, в т.ч. журнала "Наука и жизнь"1997, книги Мишеля де Декер из серии ЖЗЛ «Клод Моне» и беседы четырех врачей – психиатра, офтальмолога, кардиолога и меня, как «куратора» процесса.

Часть 1. Истории болезни

Начну издалека, точнее, с посмертного  эпикриза. Общеизвестно, что такое чувственное ощущение, как  впечатление, - это кредо импрессионизма. Значит, имею полное право предположить - внутренняя суть одного из основоположников этого направления  живописи Клода Моне та же самая.  

Небольшой контекстный экскурс. Первая жена Клода Моне Камилла погибла трагической смертью - умерла после рождения второго сына Мишеля. Версии причин смерти, слышал две - от туберкулеза и, что более достоверно, от рака матки (или шейки матки). Надо сказать, что супруг был настолько впечатлительным, что проявил слабохарактерность и в дни болезни покинул ее, оставив на попечение деревенского доктора Тиши и Алисы Гошеде. Последняя еще при жизни Камиллы была любовницей живописца и чувствовала себя хозяйкой дома. К чести супруга, узнав о смерти жены (1979) Клод Моне вернулся и тут опять впечатлился…  Да настолько, что одним махом написал портрет первой жены на смертном одре. (вспомнилась тема «Рисовальщик умирания»). Так появился один из шедевров импрессионизма. Через несколько лет художник женился на Алисе и по указке этой властной женщины уничтожил все, что напоминало о Камилле. Даже могила ее оказалась заброшенной.

Картины с Камиллой Донсьё: «Японка», «Дама в зеленом», «Камилла Моне на смертном одре»

Кстати, Алиса скончалась в 1911 году от лейкемии. Ее агония была долгой и мучительной. Сам же Моне умер в возрасте 86 лет (1926). Процесс описан примерно так: Моне вдруг резко изменился, похудел, и тем не менее, несмотря ни на что, продолжал трудиться в мастерской. В октябре он перестал работать, а в начале декабря, пятого числа, скончался.  Причиной смерти стал рак легкого. Отмечу, что художник был давним курильщиком, который бросил курить незадолго до смерти.

Закончив преамбулу, переходим к истории болезни цветоощущений великого француза.

Различными расстройствами зрения страдали многие великие художники: Эдгар Дега, Камиль Писсаро, Мэри Кассат, Рембрант и т.д. Те, кто в теме знают, другим же сообщаю: «Великий Моне страдал прогрессирующим ухудшением зрения с 27 лет».  Многие исследователи и его современники видели связь происходящего с пленэрной работой и влиянием прямого света. В последующем свою лепту добавили возрастные изменения.

Немного информации. Доказано, что одной из причин помутнения хрусталика может быть ультрафиолетовое облучение с длинной волны 400 нанометров. В принципе, свет любой длины волны может повредить глаз, но чем короче волна, тем больше энергия одного кванта света, тем выше вероятность повреждения чувствительных клеток глаза.  Имеется несколько естественных защитных механизмов. Например, антиоксидантная система. Кроме того, клетки способны постоянно восстанавливаться. Самое же главное защитное приспособление – это поглощение световых волн хрусталиком до того, как они смогут достичь сетчатки. Хрусталик новорожденного светлый, но заметно желтеет у взрослых. Принято считать, что с возрастом хрусталик все более эффективно поглощает излучение наиболее коротких световых волн (ближе к фиолетовому). Дело в том, что плотность тканей глаза увеличивается. Крайняя точка этого процесса – помутнение хрусталика. В случае с Моне его еще называют лучевой, а иные не совсем верно, радиоактивной катарактой. Похоже, именно это заболевание и развивалось у Клода Моне.

Моне начал терять зрение из-за катаракты, затронувшей оба его глаза, где-то в возрасте 68 лет (1908). Как пишут в текстах, не уточняя с каких пор, что с её развитием восприятие цветов начало искажаться: белые стали желтыми, зеленые - оранжево зелеными, красными и оранжевыми. Голубой и фиолетовый [после операции] заменили  красный и оранжевые цвета.

Уже в 1911 году, Моне писал другу: «Три дня назад, я с ужасом осознал,  что больше ничего не вижу правым глазом».

Время шло и на 72 году жизни (1912) доктора ставят диагноз, прозвучавший как приговор: двусторонняя катаракта. Заболевание прогрессировало. Художник испытывал значимый дискомфорт, рисуя при ярком свете, и затруднения, при создании картин с ярким фоном. Тем не менее, тогда он отказался от операции из-за страха еще большего ухудшения зрения и цветовосприятия. Но…

Летом 1922 года, художник вынужден был прекратить работать. Клод Моне практически ослеп. Даже произошел казус - непререкаемый авторитет импрессионизма принял белую краску за желтую, и уже в сентябре того же года врачи установили, что острота зрения его левого глаза снизилась до одной десятой от нормы. Правый глаз сохранил лишь «способность различать свет и тьму».  Доктор Кутла вынес приговор: оперировать, и немедленно. Кутла планировал провести операцию в два, а если потребуется, и в три этапа. Начать решили с правого глаза, наиболее затронутого болезнью. Левый глаз оставили в покое, ограничившись лечением с помощью медриатиков (препарат, расширяющий зрачок). Ранним утром 10 января 1923 года Клод Моне переступил порог хирургической клиники «Амбруаз Паре» в Нейи.  Второй этап прошел 31 января. Обе операции проводились под местной анестезией. Пациент оказался недисциплинированным и... впечатлительным, вплоть до истеричной рвоты и буйного поведения.

Здесь отдельно акцентирую то, что в инете бездумно передирают версию о 2-х операциях! Фактически,Моне в 1923 году перенес три операции – две  в январе(условно можно считать, что одна, но двухэтапная), а в июле ему сделали третью, менее удачную операцию.

Почему первая проходила в два этапа?  Сказать не могу. Раньше подобные операции были несовершенны и ограничивались удалением хрусталика , без вставления искусственной линзы. В результате такого хирургического вмешательства врачи вынуждены были выписывать очки не менее +10.

Небольшое медицинское отступление. На рисунках ниже изображена катаракта и современная операция по ее удалению.

Сейчас практикуют следующие методики: традиционная экстракапсулярная экстракция катаракты, механическая факофрагментация (факосекция) и тоннельная экстракция катаракты, а также более продвинутая ультразвуковая факоэмульсификация с имплантацией искусственной интраокулярной линзы.

Основные этапы операции ультразвуковой факоэмульсификации представлены ниже. А именно: Дозированный разрез глаза.  Удаление части передней капсулы хрусталика. Ультразвуковое разрушение ядра хрусталика.  Аспирация фрагментов хрусталика.  Имплантация искусственной интраокулярной линзы (фото распложены последовательно, согласно этапам)

Вернемся на столетие назад - к первой операции. После экстракции катаракты художник обнаружил, что зрение улучшилось, особенно если он закрывал один глаз, обычно левый. В тот период Моне жаловался, что, смотря левым глазом, пораженным катарактой, он видел все в слишком желтых красках, в то время как, смотря прооперированным правым глазом, он видел мир в насыщенном голубом цвете. Некоторые картины были написаны то с одним закрытым глазом, то с другим. Разница между двумя видами иногда поразительна. Вообще, по поводу его органа зрения лучше всего выразился близкий товарищ Поль Сезанн: "Моне - Это просто глаз, но, Боже, что за глаз!". В качестве насмешки судьбы добавлю - посмертно на левом глазу обнаружена опухоль.

Ниже, как пример, часто приводят две работы Моне. Они, вроде бы, и отражают аномалию цветовосприятия, но обратите внимание, написаны до операции.

«Водяные лилии» (1915), «Венеция. Сумерки»(1908?).  

Что же произошло в результате первой операции? По порядку:

У Моне развилась односторонняя афакия, которая делает изображения на сетчатках обоих глаз разным, поэтому их слияние в головном мозге затруднено, возникает двоение, размытость и т.п. Оттого Моне и закрывал один глаз, чтобы лучше видеть.

Что еще можно сказать? При афакичном  зрении (без хрусталика), вследствие отсутствия преграды (хрусталика) идет мощный поток световых волн короткой волны. Поэтому вполне возможно видение в фиолетовом или голубом (синем) цвете.

Кроме того, известно, для нелеченой катаракты более типична ксантопсия, когда человек видит все предметы в желтоватом цвете (хотя при определенных заболеваниях бывает и в зеленоватом или даже в оранжевато-красноватом). Теперь вспомним, до операции хрусталики глаз стояли там, где им и было положено стоять, причем «замутнёнными» были оба, а потому…  Ну никак не мог тогда он видеть неоперированным левым глазом в ультрафиолете. Так что картина «Водяные лилии» (1915) – это, всего вероятнее, творческий замысел - впечатление, а вот «Венеция. Сумерки» - действительно отражение его истинного восприятия при катаракте. В этом же плане, следует отметить следующий момент– в поздний «предоперационный период» творчества художник практически не рисовал голубыми красками.  То есть… Из-за выраженной катаракты на его сетчатку падало совсем малое количество света с короткой длиной волны, что делало невозможным отличить голубой цвет от черного.

Немного истории, касающейся данной картины и ксантопсии.   Моне вместе с Алисой посетил Венецию, где начал ряд картин. Некоторые были завершены только через несколько лет - к выставке 1912 года. В их числе  «Венеция. Сумерки».  Дорисовывая, он использовал в основном желтые и оранжевые цвета. Огорченный конечным результатом, Моне позже заметил: "Это отвратительно... Я дописывал по памяти, и природа отомстила мне."

Ниже варианты одного сюжета, что находятся в разных музеях:

Первая картина – «Венеция. Закат», Уэльс. Вторая, что написана по памяти - «Венеция. Сумерки», Токио.

Кстати, ксантопсия и афакичное видение со временем может уменьшаться, адаптация бывает и значительной. К тому же он носил специальные очки (говорят - зеленые), которые вы можете видеть на фотографии в начале статьи.

Ниже представлена еще серия картин, которая отображает влияние операции на восприятие цвета.

Картины 1924г:  Дом в Живерни, вид из розового сада; Дом художника, вид из розового сада и еще две практически с таким же названием.

Пожалуй и следующая картина, написанная после операции, носит следы с явной опорой видения на оперированный глаз.

Клод Моне - Water Lilies, Morning 1920-26

Двигаемся дальше. В течение 6 месяцев после январской операции зрение ухудшилось - развилась вторичная катаракта, которая предопределила третью (вторую) июльскую операцию.  Но «…ближайшие результаты третьего хирургического вмешательства не оправдали надежд доктора. Он не скрывал разочарования и вслух проклинал «злосчастную мембрану, проникшую вглубь». Кутла утратил былой оптимизм, а Моне… Моне громко негодовал. Да, видеть он стал лучше, но его зрение, несмотря на мощный арсенал прописанных ему очков, деформировалось. О различении цветов и говорить не приходилось! Он вообще перестал адекватно воспринимать окружающее. Желтое — ему всюду мерещилось желтое!» (Мишель де Декер «Клод Моне»)

Ещё небольшое отступление. Вторичная катаракта - это помутнение оставшейся задней капсулы хрусталика, иногда с остатками его регенерировавших волокон, эпителия. Плотная. Сегодня эту капсулу разрушают лазерным лучом, а раньше – механическим путем.  К сожалению, вторичные катаракты встречаются и сейчас.  Примерно от 10 до 50% прооперированных попадают в группу риска её возникновения, т.к. процесс зависит не только от особенностей пациента, но и от типа проводимой операции, и материала искусственного хрусталика.

Стрелками обозначены края отверстия, пробитого лазером в помутневшей задней капсуле

В настоящее время для лечения вторичной катаракты используется процедура под названием лазерная дисцизия.  Проходит без разреза роговицы и осуществляется под местной анестезией или без нее -  при YAG-лазерной дисцизии. Перед началом в глаза закапывают лекарство для расширения зрачков, например, 2,5% Фенилэфрин, 1,0% Тропикамид, а также 2% Циклопентолат. Расширение зрачка необходимо для того, чтобы лучше разглядеть заднюю капсулу и точно сфокусировать лазерный луч. Чтобы предотвратить возможное повышение внутриглазного давления в послеоперационном периоде, больному назначают 0,5% Апраклонидин, а во избежание воспалений рекомендуют принимать глазные капли со стероидами. Отправиться домой после операции пациент можно буквально через 2 часа.  

Возвращаемся к Моне. То есть после третьей (условно 2-ой) операции он вообще определенное время не мог различать цвета. Дефект частично удалось исправить с помощью очков, которые раздобыл его друг, художник Андре Барбье. Но… О, чудо! В июле 1925 года Моне заявил, что у него полностью восстановилось зрительное восприятие. Считается, что это произошло в основном благодаря адаптации зрения к новым условиям. В результате на 85 году жизни он возобновил рисование с утроенной силой, даже работал над другими мотивами, кроме «Кувшинок» (см. ниже) и завершил не 19 обещанных картин, а 22.

«Водяные лилии» (1916г.)  и ещё один вариант «Дом художника, вид из розового сада» ( 1924г.) Посмотреть галерею его картины можно здесь  и здесь

Как не крутись, но следует признать факт «маньякальной» творческой целеустремленности с активным вынужденным приспособленчеством при наличии впечатлительной самокритики художника… Почему такой вывод? Когда мастер уже не мог различать многие цвета, то в своем выборе полагался на названия красок, которые читал на этикетке тюбика, а потом запоминал точное расположение тюбиков на палитре. Так же понимая, что многие его картины были слишком темными, часть из них он изрезал или уничтожил.  Внизу пример такого «темного» творчества до операции.

«Плакучая ива» (1922г.) и «Тропинка под розовой аркой, Живерни» (1922г.)

Очевидцы отмечают, что техника и манера рисунка Моне изменялась в связи с заболеванием глаз, приобретая нечто новое.  Потому… продвинутые искусствоведы видят в К. Моне провозвестника абстрактной живописи и предтечу таких художников, как Василий Кандинский, Джексон Поллок или Марк Ротко.  Наверно, они правы. Единственное, уверено можно утверждать, что благодаря, в том числе,  заболеванию глаз действительно происходила трансформация живописи импрессиониста. Картины Клода Моне раннего и зрелого возраста по многим параметрам  явно отличаются от позднего творческого периода. Да и сам он подтверждает данный аспект: «Мое плохое зрение, означает, что я вижу все в тумане… Но даже так мир прекрасен, и именно так, я собираюсь его изобразить».

Уже написав статью, наткнулся, что  к подобному выводу пришли и ученые из Медицинского центра Стэнфордского университета. Они заключили, что к изменению характера написания картин Моне и Дега привели проблемы со зрением. Профессор офтальмологии Майкл Мармор попытался при помощи фильтров отобразить на компьютере то, как оба художника видели окружающий мир.  Так, смоделировав  изображение того настоящего пруда с кувшинками возле домика Моне, он увидел его таким же размытым, как сам художник.  Как это выглядит у Дега можно посмотреть в книге Л.И. Дворецкого «Живопись и медицина».

Продолжение следует

 

Картина дня

наверх