На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Апогей офигевания

8 подписчиков

Катаракта и импрессионизм Клода Моне (2)

Часть 1 по этой ссылке

Часть 2, которая посвящена теоритическим, техническим и иным человеческим аспектам живописи офтальмологического пациента.

Заглянем в оптику 19-20 веков. Английский физик, механик, врач и астроном Томас Юнг выдвинул волновую теорию света и гипотезу цветного зрения, основанную на предположении о существовании в сетчатой оболочке глаза трёх родов чувствительных волокон, реагирующих на три основных цвета. (по Дэвиду Брюстеру - красный, синий и желтый).

Другой английский физик и математик Максвелл, подтвердив волновое происхождение света, создал теорию трёх основных цветов - красного (750 нм), зелёного (546,1 нм) и синего (435,8 нм), где отметил, что цвет видимого света зависит от длины волны. А исследуя аддитивное сочетание цветов, подтвердил необходимость соотношения трех пучков света, чтобы получить ахроматическое, бесцветное пятно.

Немецкий физик, врач, физиолог и психолог Герман Гельмгольц способствовал признанию теории трёхцветового зрения Томаса Юнга (теория цветоощущения Юнга-Гельмгольца или трёхкомпонентная теория цветоощущения).     Он доказал, что любой спектр можно подобрать с помощью соответствующего сочетания трех пучков света. Восприятие других цветов обусловлено взаимодействием этих элементов.

Первая в мире цветная фотография Максвела и теория Юнга-Гемгольца (смотри здесь)

Ученые были правы, но все же в некотором приближении, так как связь между деятельностью трех типов чувствительных клеток и восприятием цвета гораздо сложнее, Целесообразнее классифицировать типы рецепторов по порогу их чувствительности к воздействию коротких, средних и длинных волн.

Стоит заметить, что немного позже Юнга-Гемгольца у Эвальда Геринга при изучении смешивания цветов возникла совершенно другая, ни на что не похожая теория цвета – теория трех оппонентных процессов. В ней кое что интересное есть... Например, выдвигаются  психологические аспекты цветового зрения.

 

Теория трех оппонентных процессов Эвальда Геринга

 

Оппонентная теория Гуревича и Джеймсона

Затем оппонентная теория Гуревича и Джеймсона развивает теорию Геринга до степени, когда различные явления цветового зрения могут быть количественно объяснены, как для наблюдателя с нормальным цветовым зрением, так и аномальным цветовым зрением. В ней сохраняется три системы рецепторов: красно-зеленые, желто-голубые и черно-белые. Предполагается, что каждая система рецепторов функционирует, как антагонистическая пара. Как и в теории Юнга – Гельмгольца, считается, что каждый из рецепторов (или пар рецепторов) чувствителен к свету волн разной длины, но максимально чувствителен к волнам определенной длины.

Ко всем этим теориям следовало бы присовокупить последние данные об нейрофункциональных механизмах обработки информации в структурах головного мозга. Но…

Но вернемся в эпоху художника. Пока Максвелл и Гельмгольц развивали теорию о физиологической основе сочетания цветов, Моне, Мане и Ренуар экспериментировали с аддитивными и субтрактивными сочетаниями цветов на холстах. Именно здесь были заложены многие основы стиля Моне, включая живопись "на пленэре" и изображение сложной игры теней и света. Позже в 1921 году художник-неоимпрессионист Поль Синьяк написал исторический доклад "Эжен Делакруа в неоимпрессионизме". В этой работе он описал четыре аспекта технических приемов импрессионизма, подведя теоретическую базу под поиски нового искусства:

Первый аспект - палитра должна состоять из однородных цветов, чистых красок, а также предусматривается применение самых насыщенных красящих веществ.

Второй аспект - должно быть особое смешивание красок на палитре с получением оптических сочетаний цветов аддитивного и субтрактивного характера.

Третий принцип - импрессионизм - это "метод вдохновения и интуиции", основанный на нежелании художника следовать методам и канонам академического искусства.

Четвертый принцип - особая манере класть мазки - наподобие запятой или близко к тому.

Немного дополню. Понять термины «аддитивный и субтрактивный», слегка углубившись в теорию трехцветового зрения, при этом держа в уме оппонентные процессы, можно дополнительно почитав по ссылкам здесь или здесь, или далее, но совсем кратко и на примере компьютерных технологий:

Катаракта и импрессионизм Клода Моне (2)

RGB - Аддитивный синтез цвета

Катаракта и импрессионизм Клода Моне (2)

CMYK - Субтрактивный синтез цвета

Как говорилось, все различимые нами цвета могут быть составлены из сочетания трёх первичных цветов. Это возможно посредством аддитивного (суммирующего) либо субтрактивного (разностного) синтеза цвета. Аддитивный синтез создаёт цвет, добавляя свет к тёмному фону, а субтрактивный синтез использует пигменты или красители, чтобы наоборот - избирательно блокировать свет.  

Три первичных цвета различны для разных компьютерных устройств. Мониторы излучают свет, чтобы воспроизвести цвет в аддитивном режиме, в то время как принтеры используют пигменты или красители, чтобы поглотить свет и синтезировать субтрактивные цвета. Вот почему практически все мониторы используют комбинацию красных (R), зелёных (G) и синих (B) пикселей, а большинство цветных принтеров используют по меньшей мере голубые(C), пурпурные (M) и жёлтые (Y) чернила. Во многих принтерах в дополнение к цветным чернилам также применяются чёрные (CMYK), поскольку простое сочетание цветных чернил неспособно создать достаточно глубокие тени.

А вот несколько технических правил импрессионизма:

1. Палитра ограничивается только чистыми красками (спектральными), без так называемых земляных – это сурик, и так далее.

2. На палитре допускается смешение только тех красок, которые соседствуют в спектре. Пример: красный и оранжевый, синий и фиолетовый. Допускается также разбеливать цвет. Все остальные смешения производятся оптическим способом.

3. Локальный цвет всякого предмета разделяется на части в соответствии с условиями освещения. Освещенная часть, собственная тень, падающая тень, рефлекс и так далее. Все эти части имеют свой особый цвет, причём цвета освещенной и теневой части как правило контрастируют, это называется разделением цвета.

4. Цвет локального большого пятна передается как сумма более мелких мазков разных цветов, то усиливающихся, то ослабевающих, это называется градацией.

5. Краски наносятся небольшими, зачстую узкими или мелкими мазками, точками, пунктуациям (разновидность импрессионизма). Четкой формой отдельные мазки не накладываются друг на друга, а располагаются рядом - называется пунктолированием.

Если конкретно про Моне. Типичные мазки можно увидеть на многих картинах живописца. Он пользовался самыми разнообразными способами их наложения (даже писал прямо из тюбика) и специально подбирал так, чтобы они наилучшим образом соответствовали текстуре полотна и аддитивно-субтрактивному сочетанию. Грунт полотна был, как правило, светлый. На "прудовых" же картинах Моне передал тени, отраженные в воде, главным образом, с помощью вертикальных линий, в то время как плавающие листья кувшинок, наоборот, наложены толстыми горизонтальными мазками. Эти картины можно считать первым шагом к абстракционизму.

Художник часто рисовал серии картин, включая полотна с изображением собора в Руане. Каждая картина передает игру света и теней в разное время суток: раннее утро, когда солнце пробивается сквозь туман, обволакивающий шпили собора; полдень, когда весь фасад утопает в солнечном свете; или вечер с отсветами лучей уходящего к горизонту солнца.

«Руанский собор, портал и башня, эффект утра; белая гармония» (1892-1893), «Руанский собор в солнце» (1894 г), «Руанский собор, фасад (закат), гармония золотого и голубого» (1892-1894)

Теперь посмотрим некую подоплеку этой серии. Картина, на которой изображен полдень, должна бы отражать в несколько тысяч раз больше света по сравнению с той, где запечатлено раннее утро. Но живописец не мог реально этого сделать, да ему и не было нужды в том, т.к. наши органы зрения не чувствительны к общему уровню света на большом расстоянии. Моне понял особенность человеческого зрения: общий уровень света увеличивается, когда вместе с ним увеличивается контраст - желтый и голубые цвета, находясь рядом, становятся более насыщенными, черный – чернее, а белый - белее.

Другой момент. В картинах, изображающих одно и то же с интервалом в десятки лет можно увидеть не только разницу в цветах, но и менее отчетливые линии. Несомненно, этот вынужденный стиль, связанный с помутнением хрусталика, и одна из причин попадания Моне в рамки особенностей импрессионистического стиля.

Картина Моне "Пруд с лилиями" (1899 год) и его же картина «Японский мост в Живерни» (1918 и 1924 годами), изображающая тот же самый мостик. Сильное изменение в манере живописи просто бросается в глаза.

Несмотря на плохое зрение, опять же, основываясь на огромном опыте и понимании законов общего уровня освещенности, контраста и трехцветной основы, Моне попытался осуществить мечту давних лет - создать огромные полотна, которыми было бы заполнено все пространство внутри комнаты и на которых были бы изображены вода и цветы во всем их неуловимом блеске.  Говорят, что ему это почти удалось. Возможно, так оно и есть.  Смотрите картины чуть ниже.

Но перед этим, опустив мечты художника на землю, оговорюсь… С моей точки зрения масштабные полотна -  не столь мечта художника, сколько приспособленческая реакция творческой ненасытности художника, вызванная дефектом зрения. Рисовать «мелочь» при такой патологии, ох, как затруднительно, т.к. возрастает цена ошибки неверно нанесенного мазка, например, в цвете. Тому есть и косвенные подтверждения: в последние годы жизни творчество Моне все больше приобретает декоративные черты, а в многочисленных односюжетных изображениях (того же японского мостика) он все больше и больше отходит от форм, пытаясь передать лишь ощущения.

два других варианта «Японский мостик» (1924г)

А это гиганские творения Моне:

«Нимфеи (Кувшинки)» (1920-26). Строго говоря, «Нимфеи (Кувшинки)»  не картина, а ансамбль из восьми больших настенных панно, которые, расположенные рядом друг с другом, и составляют впечатляющую композицию длиной в девяносто и высотой в два метра. Моне работал над ней бессчетное множество лет, решив в 1918 году преподнести ее своей родине - Франции, в честь победы в Первой мировой войне. Но продолжал трудиться над панно до кончины, успев увидеть его на публичной выставке.

Панель с изображением водяных лилий, образовавшие круговую панораму около 70 м в окружности.

Наконец, потихоньку приближаясь к финалу, приведу ряд высоких фраз К. Моне о себе. Однажды он сказал, что хотел бы родиться слепым, а потом прозреть, чтобы передавать на полотне свои впечатления, не находясь под влиянием прошлого опыта. Еще: «Я буду рисовать даже слепым, как и Бетховен, который сочинял музыку, будучи абсолютно глухим». И квинтэссенция его позднего творчества: «Я пытался сделать невозможное - нарисовать сам свет».

Послесловие

Вблизи талантливых художников очень часто находились врачи. Кроме Клода Моне, можно вспомнить того же Ван Гога. В этом есть некая закономерность. Вероятно, помимо всего прочего, уязвимость художественной натуры, тем более перед лицом болезни и смерти, предрасполагает к такому содружеству. Как известно, прочувствование, стремление помочь, поддержать - это суть врачебного участия. Ниже представлена фотография могилы Клода Моне в Живерни и Музей Мармоттан-Моне. Дело в том, что значительную часть экспозиции составляет коллекция врача Жоржа де Беллио (сторонник гомеопатии).  В собрании есть картина Моне "Впечатление. Восход солнца", давшая название всему направлению.

  Могила К.Моне и музей Мармоттан-Моне

 

Картина «Впечатление. Восходящее солнце» (1872) и дам  Ссылку на видеоцикл Паолы Волковой "Мост над бездной"- Клод Моне. Впечатление.

Второй посыл.  Начиная свое творчество, Моне был беден, а умер известным и богатым. На сегодняшний день, картина позднего «офтальмологического» периода «Пруд с водяными лилиями» или, как ещё называют это полотно «Пруд с кувшинками», написанная Моне в 1919 году, является самой дорогой картиной  мастера. В 2008 году на аукционных торгах Christie`s в Лондоне она была продана за баснословные деньги - более $80 миллионов. «Пруд с кувшинками» занимает девятое место в рейтинге самых дорогих картин мира, проданных на аукционах. О том, кто приобрел эту картину и где она находится – неизвестно.

   «Пруд с кувшинками»

И полушка от второго посыла - для сравнения денежных величин…  Современная операция по поводу катаракты в МНТК «Микрохирургия глаза» имени академика С.Н. Федорова может встать вам от 25 до 90 тыс. рублей, а в клинике имени его жены - факоэмульсификация высшей категории с вставлением ИОЛ премиум класса - до 155 000 руб.  

Ну и как? Получили «впечатление», хотя бы от сумм? Значит, для вас  импрессионизм - не пустое слово, например, в финансово-медицинском аспекте, с его элитарным флером. Впрочем, такое есть и в самом творчестве Клода Моне.

Картина дня

наверх