На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Апогей офигевания

8 подписчиков

Генетика и психиатрия творчества Кандинского

Роберт Пауэр из Института психиатрии, психологии и нейрофизиологии при Королевском Колледже в Лондоне (Великобритания) опубликовал результаты изысканий  в журнале Nature Neuroscience. Вначале он обнаружил, что психические болезни, особенно биполярные расстройства и шизофрения, часто встречаются среди людей, имеющих творческих родственников. Потом подсчитал, что художники, музыканты, писатели и танцоры на 25% более склонны к носительству генетических вариантов, связанных с ними. А участники различных обществ искусств оказались на 17% более склонны к носительству таких вариантов. То есть популяция творческих людей имеет генетическую предрасположенность, которая при неблагоприятных биологических или внешних условиях способна вылиться в психическое заболевание.

В принципе ничего нового во «внезапном» прозрении забугорных ученых 21 века нет. Что называется – «открыли Америку». Русская, советская, да и западная школа психиатрии 19-20 веков давно исследовала эту взаимосвязь. Вспомним хотя бы работы профессора Павла Ивановича Карпова  (психиатр, российский коллекционер психопатологического творчества), который пользовал Врубеля, страдавшего маньякальными растройствами.  Еще одно яркое подтверждение мы найдем, вспомнив фамилию Кандинский. Об этом немного и расскажу.

Есть два знаменитых представителя данной фамилии: художник, основоположник абстрактной живописи – Василий Васильевич Кандинский (фото слева) и психиатр, один из основоложников российской психиатрииВиктор Хрисанфович Кандинский (фото справа). Если вам досуг, то вот - почитайте его книгу о псевдогаллюцинациях или сборник трудов, или... Бараев, В. В. (1991) Древо: декабристы и семейство Кандинских. М.: «Политиздат»; Буянов М. И. (1989) Преждевременный человек. М.: «Советская Россия»; Рохлин, Л. Л. (1975) Жизнь и творчество выдающегося русского психиатра В. Х. Кандинского (1849–1889 гг.). М.: «Медицина»; Сабашников, М. В. (1975) Воспоминания о В. Х. Кандинском // «Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова». № 3. Вып. 3. Т. 75. С. 439; Шойфет, М. С. (2004) 100 великих врачей. М.: «Вече».

Отвечу сразу на возникший у вас вопрос… Да, они родственники. Их деды родом из Забайкалья были братьями и, вдобавок, шаманами. То есть приходятся друг другу кузенами (или троюрдные братья по прадеду), что и указывает на генетический компонент, отмеченный в исследованиях Р.Пауэр.  Виктор Кандинский страдал шизофренией, а у Василия отмечался такой психиатрический феномен, как «инакомыслие» (нестандартное мышление, развивающееся парадоксальным образом). Интересна их противоположность в познавательных подходах - психиатр был склонен к анализу, т.е левополушарный (известно, что хроническая перегрузка левого полушария является одним из многочисленных шизофреногенных факторов), а художник воспринимал мир интуитивно, улавливая общую тональность наступающей эпохи (правополушарный).

Считается, что Василий обладал даром предвидения. Так его творения 1911-13 годов: «С красным пятном», «Композиция VII»  по цветовой системе автора – это предчувствие революции, мировой  и гражданской войны.  Картина «Развитие в коричневом»  (1933 г) - фашизма. В полотнах 20-х годов можно увидеть фигуры, напоминающие ЛЭП («Композиция VIII» или «Сюита № 424»), стартовые комплексы для космических аппаратов («Налево»), а несколько позднее - подобия искусственных спутников Земли («Последняя акварель», 1944).

«С красным пятном», «Композиция VII», «Развитие в коричневом»

«Композиция VIII», «Сюита № 424», «Последняя акварель»

Единственное, я бы не стал фанатично связывать его дар предвидения с нематериальными версиями феномена - правнук посвященных шаманов. Он сын своей эпохи, жил в ней, получал информацию, общался с людьми, изучавшими определенные научные и общественные направления. Другое дело – был ли у него осознанный или «подкорковый» анализ с последующей выдачей результата. Ответ понятен.

И чтобы  не показаться полным реалистом, обращу ваше внимание на картину Кандинского «Голубое небо». Не предсказывает ли она грядущую встречу с инопланетным разумом?

Вот, как данное творение описывает  психиатр кандидат медицинских наук из Архангельска И.ЯКУШЕВ: «На фоне безоблачно-голубого неба изображены странные фантастические существа, не имеющие ничего общего с земными организмами и, несмотря на это, явно живые. Они парят в небесах и ждут, когда же мы наконец их увидим».

Заканчивая, скажу, что частые случаи психических отклонений среди творческих личностей в общем-то и заставили учёных задуматься о генетической составляющей.

Картина дня

наверх