Viktor Sergeich предлагает Вам запомнить сайт «Апогей офигевания»
Вы хотите запомнить сайт «Апогей офигевания»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

И всетаки мир тесен

Иконы с химерами и с черными, бородатыми девами

развернуть
Иконы с химерами и с черными, бородатыми девами Иконы с химерами и с черными, бородатыми девами Иконы с химерами и с черными, бородатыми девами

В христианской иконописи и скульптуре есть несколько странноватых загадок, таких как… Черные Мадонны, Бородатые Богини и химероподобные Святые.

Начну с последних

Например, если святой Христофор (несущий Христа) в западных традициях изображался с человеческой головой, то в восточной – с головой пса и даже лошади. Не трудно догадаться, что таких икон осталось мало, т.к. многие из них были изничтожены на Руси в 17-18 веках, как "противные естеству". Откуда они взялись? Считается, что это дань языческим временам. Происхождение собачьей головы Христофора относят к египетским истокам. Анубис (бог мертвых), там изображался с человеческим телом и головой пса. Косвенный признак того же влияния - ссылка ученых на египетских христиан (коптская православная церковь), которые имели святых "псеглавцев" – Ахракс и Аугани. Вроде убедительно.

Две иконы Святой Христофори одна икона Святые Ахракс и Аугани

Иконы с химерами и с черными, бородатыми девами Иконы с химерами и с черными, бородатыми девами Иконы с химерами и с черными, бородатыми девами

Черные Мадонны

В Западной Европе в 10-13 веках был культ Черных Мадонн – лицо, руки и младенец черные. Многое связано с орденом тамплиеров. Иконы и скульптуры были непременным атрибутом их собственных церквей. Часто черный младенец держал в руке "шкатулку" или "шар". Кто-то считает, что это символ ковчега Завета. Есть такие данные, что в 12-13 веках у ордена насчитывалось до полутысячи церквей и, аж, 80 соборов в честь Черной Мадонны. Хотя, гуляют слухи, типа тамплиеры поклонялись египетскими богиням, а не Марии. Кроме тамплиеров черный образ использовали рыцари бенедиктинского и цистерцианского рыцарских орденов. Имел касательство и орден иезуитов. Ей молилась Жанна д,Арк и её мать - за свою плененную дочь. Есть легенда о том, что самая почитаемое изображение привезено из Византии. Некоторые ссылаются на Рим, как источник происхождения - из храма в честь Исиды. Кстати, отмечают сходство образа, но не цвета и с кельтскими богинями. Ученых берут большие сомнения о  их преемственности с африканским наследием. Например, православные эфиопы не имели таких статуй. Как вариант рассматривается отражение языческого европейского культа земли.

Американская исследовательница Моника Шеер выявила три причины, вызвавших к жизни:

- С точки зрения "простонародья", чёрный цвет свидетельствовал о древности предмета, а точнее, о том, что образ - неважно, статуя или портрет, - создан непосредственно евангелистом Лукой.

- С точки зрения теологов, чёрный цвет в буквальном смысле напоминал о еврейском, восточном происхождении Богородицы, а в духовном отсылал к Песни Песней: "nigra sum sed formosa", "я черна, но прекрасна" (в синодальном переводе: "я смугла, ибо солнце опалило меня"). Мария при этом оказывается символом Церкви, которая состоит из греховных людей ("черных" мыслями и делами), но которые всё же возлюблены и избраны Богом. Таким образом традиционный негативный смысл чёрного цвета оказывался вывернут. Некоторые говорят – перенять такую черную деву у евреев не могли, т.к. в Песне песней Солома речь идет не о Мадонне.

- С точки зрения миссионеров, чёрный цвет свидетельствовал о древности статуй, опровергая протестантские нападки на культ статуй, как нововведение. Именно последнее соображение оказалось, видимо, решающим в 17 веке при распространении "Чёрных Мадонн" всюду, где боролись с "люторской ересью". Впрочем, в Лорето статую сделали чёрной в 16 году, когда ещё борьба с Лютером такого накала не достигла - видимо, просто для того, чтобы фальсификация "Дома Богородицы" выглядела убедительнее. Вот, мол, древний дом и древняя статуя (хотя легенда не утверждала, что статуя тоже из Назарета).

Что сегодня? В Польше один из почитаемых образов - Черная Матка Боска Ченстоховская, в Италии – Черная Мадонна Лоретская, во Франции – " Подземная Богородица", Черная Дева из Лангедока, Мадонна Ле-Пюи-Ан-Веле и др. В соборе Нотр-дам де Пор Воверни находится копия Византийской. Надо сказать, что в 15-17 веках их изничтожали протестанты и революционеры. Сегодня во Франции известны 272 статуи, в Испании -50, в Италии -30, в Германии -19.

В России  есть икона с ее изображением в Покровском храме города Тутаева и Тихвинской церкви города Москвы –" Прибавление ума". Бытует поверье, что икону написал мастер, исцелившийся от помешательства. В целом, учитывая, что черты лица не негроидные, то больше импонирует версия об южном арабском загаре, плюс, окисление красок.

И все же... Ну недаром же выяснили, что современный хомо сапиенс родом из Африки...

Чёрные мадонны: Ченстоховская икона Божьей матери, и Прибавление ума

Иконы с химерами и с черными, бородатыми девами Иконы с химерами и с черными, бородатыми девами

Бородатые девы

Имеется гипотеза, что изображения "брадатых дев" на иконах результат влияния культуры Древней Греции. Например, Афродита на некоторых древних скульптурах иногда была бородатой. Или Венера, часто являлась в мужском образе. Но есть и более романтичные версии. Якобы дочь языческого папаши молилась богу, чтобы ее не отдали замуж за местного "князька" и у нее выросла борода. Кстати, зачастую эти девы изображаются на распятие. Как и в нашем случае. А распял ее злой родитель.  Теоретически, приличный стресс может вырубить или затормозить выработку женских гормонов и подстегнуть образование мужских, но чтоб так сразу...

А вот немецкий вариант, где бородачка, изображена распятая, но уже в короне. У подножия лежит голова Адама. Над распятием надпись, что деву звать INRJ – Исус Назарянин Царь Иудейский. Объяснение нашли такое - это ошибка художника, который принял длинную византийскую одежду за женское платье. Интересно, что самое частое имя бородатых святых дев – Юлия, но есть и другие - Либерата, Онтокоммена, Куммернис и другие.   И где такие путающиеся в гендерных различиях художники живут? Ах, да! В Европах. Шутники-еритики, однако - записали Христа в трансвеститы.

Иконы с химерами и с черными, бородатыми девами Иконы с химерами и с черными, бородатыми девами

Гермафродиты

Но есть и другое объяснение распятий с "девушками", восходящее к древним учениям Кабале, Пятикнижию, Библии, где Творец двуедин в женском и мужском, Таким же был создан и  Адам. Лишь позже для удобства размножения он был разделен на две половинки - мужскую и женскую, которые имели одну душу на двоих. Есть картина Леонардо да Винчи (считается посвященным и массоном), где художник изображает Иисуса Христа полуженщиной - полумужчиной. Иегова в Каббале и Билии обозначает Адам-Ева или Мужчина-Женщина. В дополнение и с тем же сюжетом и названием есть картина у Чима да Конельяно "Christ among the doctors"  и у Bernardino Luini "Сristo tra i dottori". Почитать профессиональный рассказ по теме можно здесь

Иконы с химерами и с черными, бородатыми девами Иконы с химерами и с черными, бородатыми девами Иконы с химерами и с черными, бородатыми девами

Почему 12 летний Иисус изображен гораздо старше? Надеюсь, от вашего взгляда не скрылось, что в 12 лет тело инфантильно, т.е. нет еще ярко выраженной дифференциации по половым признакам. Изображая Христа старше, да Винчи намекает на божественную сущность находящегося с ним и в нем более мудрого и старшего - того, кого не стоит вспоминать в суе. Если бы Леонардо изобразил Сына Господа подростком, то потерял бы значимость намека на гермафродитизм центральной фигуры,  т.к. не смог бы создать нужной остроты диссонанса между обыденным пониманием Христа, как мужчины, и увиденными на картине женскими признаками.

Как дополнение…

В период Позднего Возрождения, да и сейчас, богатенькие буратино запада очень любили коллекционировать уродства и т.п. Есть портрет бородатой дамы у испанского художника Хуана Санечаса Котана–"Брегита дель Рио". Но одна из самых известных картин -"Магдалена Вентура" неополетанского художника Хусепе де Рибера. Как следует из пояснительной надписи на самой картине - до 37 лет Магдалена была самой обычной женщиной. А к 50 годам у нее выросла густая черная борода.

Хуан Санчес Котан. «Портрет Бригиды дель Рио и Хусепе Риберы «Портрете бородатой женщины»

Иконы с химерами и с черными, бородатыми девами Иконы с химерами и с черными, бородатыми девами

Вообще-то надо сказать, что борода у женщин – это патология нейроэндокринной системы, связанная с повышенной выработкой мужских половых гормонов или недостатком женских. В данном случае, всего вероятнее, гирсутизм и тех, и этих молодых "брадатых дев", связан с опухолью яичников (тот же поликистоз) и усугублен с возрастом – менопаузой.

P.S. Пост написан на базе статей Якова Кротова и Дмитрия Калюжного и banderrass  avvakoum с моими текстовыми вставками и иллюстрациями.


Ключевые слова: иконы
Опубликовал Viktor Sergeich , 14.08.2015 в 14:15

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Показать новые комментарии
Комментарии Facebook
Присоединиться

Поиск по статьям