На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Апогей офигевания

8 подписчиков

ЧЕРНЫЙ КВАДРАТ. От анекдота до могилы

С  анекдотов и начну:

 

ЧЕРНЫЙ КВАДРАТ. От анекдота до могилы- Продам превосходно выполненную копию картины Малевича «Черный квадрат». Дорого. К людям, далеким от искусства, просьба - зря не беспокоить...

 

- Продам шахматную доску работы К. Малевича. Дорого.

- На самом деле, художник Малевич рисовал белый квадрат! Но не успел закрасить середину...

- Однажды Казимир Малевич привел к себе натурщицу. Но она застеснялась раздеваться и попросила выключить свет. Так с натуры было написано знаменитое произведение «Черный квадрат».

- Из-за халатности работников музея картина Казимира Малевича – «Черный квадрат» два месяца провисела вверх ногами.

- Послал Василий Иванович Петьку учиться на художника. Через год Петька приезжает, достает черный лист бумаги. Чапаев его спрашивает: «Это твоя картина? Как назвал?»
Петька: «Негры ночью воруют уголь!» 

Кстати…

До Малевича была картина, написанная Альфонсом  Алле, содержащая полностью черный холст под названием «Битва негров в глубокой пещере тёмной ночью». Для понимания творчества юмориста представлю еще две – «Апоплекcические кардиналы, собирающие помидоры на берегу Красного моря» и «Группа пьяниц в тумане».

ЧЕРНЫЙ КВАДРАТ. От анекдота до могилы
ЧЕРНЫЙ КВАДРАТ. От анекдота до могилы
ЧЕРНЫЙ КВАДРАТ. От анекдота до могилы

Версии создания «Черного квадрата»

«Битва негров в глубокой пещере тёмной ночью» Альфонс создал за 20 лет до «Черного квадрата» Малевича. Отсюда проистекает версия, что А. Малевич - обычный плагиатор. Вообще-то даже Альфонс не первый. Если интересно, то по данной ссылке есть хронология созданных черных квадратов - http://igor-grek.ucoz.ru/news/alfons_alle/2011-07-20-132

Слышал и такую версию, что Малевич не укладывался в сроки договора о картинах для выставки  (у него был богемный загул) и последнюю (знаменитый чёрный квадрат)  написал за 30 минут до открытия выставки. Эта версия о 30 минутах представляется маловероятной, т.к. художественное масло сохнет не менее 2-3 дней. К тому же, под трещинами на черном квадрате можно заметить слои различных красок. Например, зеленый и розовый цвет.

Другая версия говорит, что картина - это банальный "стёб" художника над искусствоведами и "ценителями", видящими то, чего нет. Тут надо вспомнить такой факт -  в молодости он работал чертежником.  Так же пишут, что Малевич, написав "Черный квадрат", долгое время говорил всем, что не может ни есть, ни спать. И сам не понимает, что такое сделал. Здесь - в lurkmore очень даже прикольно «стебаются» над этим квадратом.

Если серьезно…

Если серьезно, то есть исторически более реальная  версия. Малевич участвовал вместе со своими единомышленниками, в первом всероссийском съезде футуристов (на даче).  Они решили написать оперу "Победа над Солнцем" и немедля принялись за ее осуществление. Малевич оформлял сцену. Одна из декораций, черно-белая, чем-то напоминающая будущий, еще не родившийся квадрат, служила задним фоном для одного из действий. По задумке Малевича, квадрат закрывал солнце, а белая окантовка символизировала пробивающиеся лучи. Позже в петербургской мастерской ему вдруг пришло осознание и появился шедевр…
 

Посмотрели на предтеч " Черного квадрата"?... Тогда продолжаю

Говоря словами критиков, смысл квадрата заключался в том, что в нем "...происходит метафизическое «очищение» цвета, он теряет предметную ассоциативность, окрашивает локальные плоскости и получает самодовлеющее выражение." Не правда ли - звучит прикольно. Соответственно прикольно было названо одно из оных художественных направлений, а именно  - "заумный реализм".

 А потому... 

А потому абсолютного упрощения и принижения знаменитая картина, по-моему, не заслуживает. Каждый может сказать: «И я так могу», но глубокого объяснения дать не сможет.  В этих объяснениях и есть соль  ценности картины.

Творчество Казимира Малевича этого периода относится к т.н. "супрематизму". Квадрат раньше так и назывался "Черный супрематический квадрат". А еще раньше - "Четырехугольником". Дабы сразу не утруждать деталями, скажу, что кроме Государственного Эрмитажа варианты произведения имеются и в Русском музее и Третьяковке. Цветовая палитра, кроме черного, сводится  к красному и белому, а вот в форме он экспериментировал.  Полотно, что висит на третьем этаже Эрмитажа, выглядит посветлее других его собратьев (см. ниже). Оно - часть из большой серии 39 полотен, так называемых «супрематических» работ.
Внутри самой этой серии «Квадрат» является частью триптиха, куда входили - «Черный круг» и «Черный крест».  Всю серию автор готовил к Петербургской выставке 1915 года под названием «0,10».

ЧЕРНЫЙ КВАДРАТ. От анекдота до могилы
 ЧЕРНЫЙ КВАДРАТ. От анекдота до могилы
ЧЕРНЫЙ КВАДРАТ. От анекдота до могилы
 
 

Сам Малевич пояснял концепцию своего первого «Чёрного квадрата» так: «Квадрат - чувство, белое пространство — пустота за этим чувством».  В 1915, 1924,1929 и 1932 годах художником были написаны четыре версии картины. В каждом из полотен свои пропорции условных белого и черного.  Другой интересный факт - «квадрат» измеряли и одна из боковых сторон (вроде левая) скошена внутрь. Объясняли тем, что автор специально так сделал, т.к. правильный квадрат визуально "косил".

Есть данные,что Малевич считал свою картину иконой, которая воплощает идею синтеза нуля. На выставке футуристов 1915 г. (учтем общий эмоциональный фон - шла I Мировая война) он сознательно вывесил "Черный квадрат" в сакральном месте - в углу, под потолком, как принято вешать икону. Работу он назвал «иконой нашего времени». Вместо «красного» — черное (ноль цвета), вместо лица — провал (ноль линий), вместо иконы, то есть окна вверх, в свет, в вечную жизнь — мрак, подвал, люк в преисподнюю, вечная тьма.

Еще один квадрат Малевича, красный (см. выше), так же написан с деформациями от чего кажется, словно, он находится в непрерывном движении.  Назван на обороте «Женщина в двух измерениях». Отмечено, что «Красный квадрат», как и «Чёрный», обладает тем свойством, что площадь белого фона равна площади закрашенного квадрата. Приписываемое смысловое содержание - на белом фоне изображается страх смерти и пустоты.

Верил ли Малевич во все это? Изначально – сомнительно, т.к. в период до изобретения  супрематизма  исповедовал "алогизм".  Позже, в связи  с общей обстановойкой в мире и стране, вживаясь в тему, похоже, - да. Даже гроб себе сделал в виде креста. Интересно, каким-то непостижимым образом, но квадратная тема в нашей реальности реализовалась грустным строительным супрематизмом – на могиле Казимира Малевича построили элитное жилье , точнее  - она оказалась где-то  во внутридворовом пространстве недалеко от подъезда одного из домов.

Малевич умер в  мае 1935 года от рака предстательной железы. Болел два года. Пытался выехать на лечение заграницу, но не пустили, как неблагонадежного. Дома же лечения практически не было, т.к считался безнадежным больным. 

 
ЧЕРНЫЙ КВАДРАТ. От анекдота до могилы
ЧЕРНЫЙ КВАДРАТ. От анекдота до могилы

Супрематический гроб. \ Третья жена Малевича Наталия Манченко у могилы художника в Немчиновке. 1935. \ Малевич - Супрематистский небоскреб на фоне домов Нью-Йорка. Фотомонтаж опубликован в польском журнале «Praesens». 1926, № 1. \ Место в новостройке, где ьыла могила.

   

Некоторые интересные факты

1. Существует версия, что художник родился в 1878 году. Однако запись в приходской книге костела св. Александра гласит,что он рожден и крещен в 1879 году. Год рождения точно установили уже после 125-летия художника. Поэтому у Малевича было два 125-летия.

2. Его отец в 1894 году перевелся на завод в селе Пархомовка около железной дороги «Киев—Курск». В Пархомовке Малевич окончил сельскохозяйственное училище и приобщился к крестьянскому миру. Он помогал жителям села расписывать печи, обмазывать глиной избы, и эта жизнь и ее образный мир его очень увлекали. Переполненный впечатлениями, Малевич рисовал все, что видел вокруг.

3. Малевич внес немало неясностей в свою биографию. Например, зачастую отвечая о своем художественном образовании говорил, что окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Хотя, на самом деле, он несколько раз (3)  провалил вступительные экзамены. Из более или менее художественного образования - Киевская рисовальной школа (1894-1896) и занятия ( в т.ч. подгоотвительнвые курсы  к поступлению в вуз 1906-1910)  в студии Ф. И. Рерберга.

4. Малевич внешне подражал Л.Н.Толстому: ходил в длинной, сурового полотна, блузе; подпоясывался шнуром; летом ходил босиком. Возможно (вспомним пояснения о смысле в "Красном квадрате" у самого Малевича), что идею "квадратов" художник так же позаимствовал у Л. Толстого,  который задолго до того описал свой депресняк, сопровождавшийся  тоской, страхом смерти, с одновременным навязчивым видением красного и белого квадратов.

5. Родные сестры второй жены Софьи Михайловны Рафалович тоже были замужем за художниками, которые  создали новое направление в живописи - социалистический реализм. Творчество Малевича, они считали недостойным.

6. После смерти Владимира Ленина, художник предложил свой проект монумента вождя. Это была гора сельскохозяйственных инструментов, увенчанная кубом как символом вечности. Проект был отвергнут.

7. Долгое время единственной картиной Малевича, которую относили к советскому искусству, была «Красная конница ».

8. Одна из версий о том, кто придумал граненый стакан. В 1930 году, когда художник второй раз сидел в тюрьме, он обратил внимание на круглые стаканы: хрупкое стекло легко ломалось, опекая руки горячим чаем. Тогда Малевичу и пришла на ум идея создать стакан-многогранник, жесткость которого значительно увеличивается с добавлением углов. Освободившись, Казимир Северинович поделился идеей со скульптором Верой Мухиной. Подключив знакомых, Мухина смогла запустить массовое производство граненых стаканов.

9. Казимир Малевич занимает второе место (а согласно некоторым источникам — первое) в рейтинге самых дорогих русских художников. В 2008 году на аукционе «Сотбис» картина «Супрематическая композиция» (1916 год) была выставлена вновь — и продана за $60 миллионов. Стартовая цена — $49 миллионов — поднялась до $60 миллионов всего за несколько минут. Эксперты считают, что стоимость картины в будущем увеличится еще сильнее.

10. Сравните картины Малевича и некоторых известных художников и увидите его  искания, метания и подражания, как живописца.

Клод Моне. Руанский собор, восход солнца. 1894. Холст, масло. 99,5×65,5 см. Бостон, Музей изящных искусств \ Малевич - Церковь. Ок. 1905 Картон, масло. 60,3×44 см. Афины, собрание Костак

 

Жорж Брак. Большая обнаженная. 1907—1908. Холст, масло. 142×102 см. Частное собрание \  Малевич - Купальщик. 1911. Бумага, гуашь. 105×69 см. Амстердам, Городской музей

 

Анри Матисс. Танец. 1910. Холст, масло. 260×391 см. Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж \ Малевич - Полотеры. 1911—1912. Бумага, гуашь. 77,7×71 см. Амстердам, Городской музей

 

Гюстав Курбе. Сеятели зерна (деталь). 1855. Холст, масло. 131×167 см. Нант, Музей изящных искусств \ Малевич - Прачка. Ок. 1911—1912. Бумага, карандаш. 9×10 см. Кёльн, Музей Людвига

 

Пабло Пикассо. Три женщины (деталь). 1908. Холст, масло. 200×185 см. Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж \ Малевич - Крестьянка с ведрами и ребенком. Ок. 1912. Холст, масло. 73×73 см. Амстердам, Городской музей

 

Богоматерь «Одигитрия». Новгородская школа иконописи, XV в. Бывшее собрание Морозова \ Малевич - Материнство. Работница. Автопортрет.

11. После начала 1-й мировой войны исполнил ряд агитационных патриотических лубков с текстами В. В. Маяковского для издательства «Современный лубок».


12. Малевич был последовательным пропагандистом собственной теории. Весной 1915 возникли первые полотна абстрактного геометрического стиля, вскоре получившего наименование «супрематизм».Сочиненный им термин восходил к латинскому корню «супрем», образовавшему в родном языке художника, польском, слово «супрематия», что в переводе означало «превосходство», «главенство», «доминирование». На первом этапе существования новой художественной системы Малевич этим словом стремился зафиксировать главенство, доминирование цвета надо всеми остальными компонентами живописи.
13. Говорят, что Казимир Малевич имел сына Георгия, рожденного в 1902 году.

Что я думаю о Малевиче - мой вывод

Вообще-то создается впечатление, что у Казимира Малевича действительно  есть  проблемы с художественными способностями, особенно в реалистичной передаче форм, объемности и перпективы. Почему так? А посмотрите на недостертый контур ступни в рисунке "Прачка". Её правая нога первоначально грубо ушла в сторону зрителя - дальше, чем нужно. Явная ошибка, которую не спишешь на замысел автора. Она характерна для примитивистов,дилетантов или начинающих. И это не все.  Перечисляю: не поступил и врал про окончание Московского художественного  училища; твердил, что главное - цвет; в рисовании использовал технически наименее трудные для передачи геометрические формы; заимствовал идеи и рисовал много картин с подражающими элементами от других известных художников; поведение (опять же подражающее) и идеи эпатажные (искусственно вычлененял банальные истины, возводя ее в ранг филосовской сверхмысли).  Если покопаться, то найдется еще многое. Такой набор фактов дает право предположить, что он всем этим, чисто психологически и осознанно, компенсировал некую свою неполноценность, в том числе, как рисовальщика. При этом, в глубине души понимая наличие оного дефекта. Но... Ведь так хотелось рисовать и стать известным... И все же... Он остался чертежником (1986 г., г. Курск), выходцем из крестьянского искусства. Ведь все мы из детства и юности, когда закладывается базис. Это как в медицине - врач, до института, закончивший медучилище, почти навсегда и чаще всего, так и остается с ментальностью и парадигмой  фельдшеризма. Правда, иногда и у них бывает озарение в простоте, что дает толчок мыслепроцессам интеллектуалов.

А вот как относится к квадрату К.Малевича  Т.Толстая

"Я числюсь «экспертом» по «современному искусству» в одном из фондов в России, существующем на американские деньги. Нам приносят «художественные проекты», и мы должны решить, дать или не дать денег на их осуществление. Вместе со мной в экспертном совете работают настоящие специалисты по «старому», доквадратному искусству, тонкие ценители. Все мы терпеть не можем квадрат и «самоутверждение того начала, которое имеет своим именем мерзость запустения». Но нам несут и несут проекты очередной мерзости запустения, только мерзости и ничего другого. Мы обязаны потратить выделенные нам деньги, иначе фонд закроют. А он кормит слишком многих в нашей бедной стране. Мы стараемся, по крайней мере, отдать деньги тем, кто придумал наименее противное и бессмысленное...

"Оговорюсь. Как я понял, она считает картину - проявлением "Дьявола".  То есть её оценка базируется на психоэмоциональной основе соотношения "Добра" и "Зла".

И напоследок, возвращаясь к анекдотам…  Памятка для тех, кто хочет разбираться в искусстве.


1. Если видишь на картине темный фон и всяческие страдания на лицах - это Тициан
2. Если на картине воттакенные попы и целлюлит даже у мужиков - не сумлевайтесь - это Рубенс
3. Если на картине мужики похожи на волооких кучерявых баб или просто на итальянских геев - это Караваджо. 
4. Если на картине много маленьких людишек - Брейгель
5. Много маленьких людишек + маленькой непонятной фигни - Босх
6. Если к картине можно запросто пририсовать пару толстопопых амуров и овечек (или они уже там есть в различной комплектации), не нарушив композиции - это могут быть:
а) Буше
б) Ватто
7. Красиво, все голые и фигуры как у культуристов после сушки - Микеланджело
8. Видишь балерину - говоришь Дега. Говоришь Дега - видишь балерину
9. Контрастно, резковато и у всех воттакие тощие бородатые лица - Эль Греко
10. Если все, даже тётки, похожи на Путина - это Ван Дэйк.
11.Моне - пятна, Мане - люди.
12.Если перед глазами мелькают квадраты, кресты и круги - это Мал

Картина дня

наверх