На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Апогей офигевания

8 подписчиков

Врачи - художники, рожденные в Российской империи (Часть 1)

Это первая моя выборка из серии обзоров по теме "ВРАЧИ-ХУДОЖНИКИ". Она посвящена рисующим врачам, рожденным и духовно связанных с дореволюционной Россией.

Алипий Печерский. Начну издалека. В общем-то понятно, что в только что окрещённой Руси должны были появиться врачеватели от церкви. И они появились. Например, Агапит Печерский - первый лекарь Киевской Руси. Был известен своей безвозмездной помощью больным. Исцелял посредством молитвы и вареного былия (трава). Согласно жития, излечил черниговского князя — Владимира Мономаха. Примерно в это же время (а кто-то причисляет его к ученикам Агапита) работал и первый русский иконописец, мастер по мозаике, ювелирным изделиям – Алипий Печерский. Он учился у греческих мастеров. Был не только неутомимым и кротким тружеником кисти, бессребреником, но и врачевателем, который исцелял орудиями своего ремесла. Одно из сотворённых им чудес – исцеление киевлянина, страдавшего проказой и гниением тела. Помазав раны больного красками, приготовленными для писания икон, он его исповедовал в церкви, затем умыл и всё – тот выздоровел. Вообще-то считается, что иконы от Алипия не сохранились, но все же энтузиасты предполагают, что они есть.

 Богоматерь Печерская или Свенская с предстоящими Феодосием и Антонием. На ней представлена Богоматерь с Младенцем Христом на руках, сидящая на престоле, по сторонам от нее стоят основатели Печерского монастыря святые Антоний и Феодосии. По преданию, эта икона была написана для Печерского монастыря в Киеве Алимпием, а в 1288 году ее перенесли из  Лавры в Свенский монастырь под Брянском, почему она и получила такое название. Богоматерь Оранта Великая Панагия. На иконе изображена Богоматерь. Некоторые исследователи видят в легендарной иконе образ из ярославского Спасо-Преображенского собора "Богоматерь Оранта Великая Панагия"(ГТГ). Считают, что именно этот образ Богоматери был привезен в Ростов (в Ярославль он попал позже, в  XVIII веке), более того, в стиле иконы находят близость с мозаиками Михайлова Златоверхова монастыря в Киеве, где мог работать Алимпий.

 Хомяков А. С. (1804–1860) Больше известен, как публицист, философ и поэт, славянофил. Родился в Москве в старинной дворянской семье. Находился на военной службе, участвовал в войне с турками (1828) и был награжден орденом за храбрость. Круг интересов и деятельности исключительно широк: религиозный философ и богослов, историк, экономист, разрабатывавший проекты освобождения крестьян, автор ряда технических изобретений, полиглот-лингвист, поэт и драматург, живописец и, в последнюю очередь, врач. Об этом его поприще данные очень противоречивы, но, как пишут, - "Занимаясь лечением крестьян во время холерной эпидемии, заболел и умер".

 А.И.Жижиленко (1823-1889) - врач-акушер, педагог, художник, к тому же неплохой музыкант! Выходец из Гатчинского сиротского института. Начал службу врачом родовспомогательного заведения при Воспитательном доме в Петербурге, посвятив благородному делу помощи будущим матерям и родильницам всю жизнь, вплоть до кончины. Удостаивался медалей Петербургской Академии художеств.

Вышеславцев Алексей Владимирович (1831 - 1888). - врач, путешественник, историк искусства и художник. По окончании Московского университета был военным врачом и находился во время Крымской кампании на Малаховом кургане, результатом чего явился ряд статей. Служа на клипере "Пластун", плавал в 1857 - 1859 годах вокруг света и написал "Очерки пером и карандашом из кругосветного плавания" (СПб., 1862 и 1866). Многие страницы по художественным достоинствам напоминают "Фрегат Паллада" Гончарова, где для иллюстрации использованы его зарисовки. В 1861 - 1863 гг. служил мировым посредником в Тамбовском уезде, затем управлял контрольными палатами Чернигова, Одессы и Варшавы. Совершив поездки в Италию, Грецию, Константинополь, написал:  "Между храмов и развалин" (Москва, 1880); "Джиотто и Джиоттисты" (СПб., 1881); "История искусства в Италии" (СПб., 1883); "Умбрия и живописные школы Северной Италии в XV столетии" (СПб., 1885); "Богоматерь с младенцем Донателло", "Заметки русского о современной Грузии" и др.

 П.Я. Пясецкий - врач, путешественник, художник, писатель. Родился в 1843 году в Орле. Учился на медицинском факультете Московского университета. Был последователем французского хирурга Ж. Ревердена, который в 1869 году разработал метод пересадки кожи. Работая в этом направлении, Павел Яковлевич явился одним и з первых русских учёных, обогативших трансплантологию новыми способами. Разработанная им в 1870 году операция получила известность в медицине как «метод Пясецкого». Участвовал в экспедиции в Китай, в русско-турецкой войне. Не менее известной заслугой П. Я. Пясецкого стало внедрение в отечественную медицинскую практику кефира, который до этого времени почти не был известен в России. Павел Яковлевич привез его из непродолжительной поездки по Северному Кавказу. Хотя, следует заметить, что впервые свойства кефира были рассмотрены в 1867 году медиками Джогиным и Сиповичем, Пясецкий одним из первых, наряду с И. И. Мечниковым стал пропагандировать лечебные свойства кефира, чем внес свою лепту в его распространение в пищевом рационе жителей России. В Санкт-Петербург, где служил в главном военно-медицинском управлении, в свободное время посещал мастерскую художника П. П. Чистякова в Императорской Академии Художеств в качестве вольнослушателя.

  Здесь представлено  его творение "Арабская конница перед трибуной для почетных гостей". Многие его картины хранятся в Эрмитаже. Особо известен, как создатель картин-панорам: «От середины Китая до Западной Сибири» (72 метра),  «Панорама закаспийской железной дороги» - 170 аршин (120 метров), «Великий Сибирский путь» - 1285 аршин (914 метров) Выставлялась на всемирной выставке 1900 года в Париже, «Москва в дни священного коронования 1896 года» (90 аршин), «Пребывание Их Императорских Величеств во Франции» (150 аршин), «Вторичное посещение Их Императорскими Величествами Франции», «Торжества по случаю шипкинской победы», «Воспоминания о турецкой войне».

 М.М.Чемоданов (1856-1908) - рисовальщик-карикатурист, врач-стоматолог. Родом из бедной семьи. Дружил с Чеховым. Некоторое время работал земским врачом в родных местах, а затем поступил ординатором к знаменитому профессору Николаю Васильевичу Склифосовскому. Иллюстрировал его учебники. С начала 1880-х гг. сотрудничал в юмористических журналах  "Свет и тени", "Осколки", "Будильник" и других. Псевдонимы - М. Лилин,"Червь". Из-за гонений царской цензуры вынужден был прервать художественную деятельность, возвратившись к ней лишь в 1905 г. За острые карикатуры подвергся жестоким репрессиям. Его рисунки часто распространялись нелегально в виде открыток.

 И. И. Кульбин (1868-1917) - вдохновитель, теоретик и организатор русского авангарда 1910-х гг. Этот действительный статский советник, приват-доцент, военный врач Генерального штаба русской армии, когда впервые участвовал в художественной выставке ("Основные течения в искусстве", Петербург, 1908), ему было сорок лет, и никакого специального образования в области искусства не имел. Можно сказать, что дилетант-любитель. Профессионалом он был в современной ему науке (исследователь рентгеновских лучей, автор ряда научных трудов,  учебников, изобретений. Имя художника Николая Кульбина известно и по литературным источникам, где речь идет о футуристическом движении, футуристах, содружестве поэтов, литераторов и художников: Владимир и Давид Бурлюки, Владимир Маяковский, Велимир Хлебников, Алексей Крученых (поэт, художник), Казимир Малевич, Владимир Татлин и др. В книге стихов Велимира Хлебникова "Творения" в иллюстрациях есть графический портрет Велимира руки Н.Кульбина.

 Лев Львович Толстой (Львов, Яша Полянов) (1869-1945). Пятый из двенадцати детей Льва Николаевича Толстого и Софьи Андреевны Толстой. Отношение к медицине, скажем так, касательное. Он год отучился на медицинском факультете Московского университета, затем перевелся на историко-филологический факультет, а в результате стал писать "правду об отце и его жизни". Занимался музыкой, живописью и скульптурой. Скульптуре учился в Париже в мастерской О. Родена. Создал ряд скульптурных портретов членов семьи Толстых, Муссолини. В Галфорде (США) есть памятник работы Л.Л. Толстого Уильяму Харди, одному из пионеров Юга Америки и основателю нескольких городов в штате Миссисипи. На фото - бюст повара Румянцева рук Л.Л.Тостого. По утверждению В. Шкловского, Лев Львович Толстой лишь «формально принадлежал к искусству (впрочем, к медикам тоже) и, будучи плохим писателем, плохим скульптором, сгорал от зависти к отцу и в своих дневниках, перебивая изложение, писал о том, как он ненавидит своего отца». Добавлю - был заядлым картежником.

 В.В. Бессонов. Прототипом охотника-скептика в картине В. Перова "Охотники на привале" стал врач и художник-любитель Василий Владимирович Бессонов. В 1869 году Перов написал портрет Бессонова, который потом экспонировался на Всемирной выставке в Париже вместе с полотном «Охотники на привале». Сын доктора - Борис Васильевич Бессонов (1862 — 1934) - стал профессиональным художником,  учился у Перова.

В образе рассказчика изображен Д.П. Кувшинников - известный в Москве полицейский врач. После представления картины имя Кувшинникова стало популярным. Его квартира была местом, где собирались писатели, художники, артисты. А.П.Чехов обессмертил супругов Кувшинниковых в рассказе "Попрыгунья" и это стало причиной ссоры с Левитаном, бывшего на ту пору воздыхателем Софьи Кувшинниковой. В образе молодого охотника изображён 26-летний врач Н. М. Нагорнов — друг Кувшинникова и Бессонова. В 1872 году Николай Михайлович женился на Варваре Васильевне Толстой, племяннице великого писателя.

Архиепископ Лука. Профессор. Его бронзовый бюст был прижизненно установлен в галерее выдающихся хирургов нашей страны в Институте неотложной помощи им. Склифосовского. Кроме того, архиепископ - видный церковный деятель, занесенный в списки высшего духовенства русской православной церкви. Окончил Киевское художественное училище и собирался поступать в Петербургскую Академию художеств, но стал студентом медицинского факультета Императорского университета св. Владимира. Евангелист Лука в православии и и католицизме был покровителем врачей и живописцев, а так же первым иконописцем. Ниже см. коны - Святитель Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ Симферопольский и Крымский.

Федор Илиодорович Россинский (1886-1960) младший брат художника Россинского В.И. По основной специальности врач хирург, окончил Базельский университет. С 1925 г. и до последних дней жил в Москве в районе Арбата. Он постоянно общался с художниками, живопись стала его второй профессией. Работы Федора Россинского, выполнены в основном маслом на хорошем профессиональном уровне, изображают Москву, арбатские переулки, соседей по даче, природу Подмосковья.

Александр Васильевич Елисеев. Знаменитый (в конце 19 века) русский путешественник  – военврач, автор популярного сборника путевых заметок «По белу свету» делал зарисовки во время путешествий, на основании которых сделаны многие иллюстрации его книги. Он первый в русской литературе оставил нам описание населявших Сахару туарегов.

Алексей Петрович Быстров (1899—1959) . Доктор медицины, подполковник, в разное время сотрудник Военно-медицинской академии, Палеонтологического института, Ленинградского университета. Человек бешеной энергии, наделенный даром поэта, повествователя, художника, признанный ученый с трагической судьбой. Имя Быстрова есть на географической карте: мыс в Баренцевом море на острове Джексона и скала в Антарктиде. Кроме того, послужил прототипом Шатрова из «Звездных кораблей» И.А.Ефремова.

Рабинович Михаил Цезаревич (1902 - ?). Художник – график, один из немногих, имевший высшее медицинское образование. Член Союза художников СССР. Москва. Известен, прежде всего, как автор книги (учебного пособия) для художественных училищ "Пластическая анатомия человека, четвероногих животных и птиц и её применение в рисунке". Преподносит материал очень наглядно. Берет рисунок известного автора и на его основе показывает пластику мышц и скелета.Например, К. Брюллов "Натурщик".

Харкевич Нина Адриановна (1907-1999). Врач, живописец и поэт. Представитель "Русской Италии". Дочь религиозного деятеля и композитора русского зарубежья. После революции осталась с семьей в Италии. Училась во Флорентийской академии изящных искусств (образование не довершила) и в 1940 окончила медицинский факультет университета. Занималась врачебной практикой. Около 15 лет проработала врачом в туберкулезном санатории под Флоренцией, а в 1956 открыла свой частный кабинет в центре города, где нуждающимся оказывала врачебную помощь бесплатно. Писала пейзажи (Флоренция, Тоскана) и портреты. Преподавала пластическую анатомию в Академии изящных искусств. Участвовала в Национальной выставке медиков-художников (Салерно, 1954), Выставке ассоциации Alfa Biochimici (Болонья, 1957), Интернациональной выставке Ассоциации итальянских медиков-художников (Феррара, 1958), III-VII выставках флорентийских медиков-художников (1967-1975).  Картины находятся в частных собраниях Италии, США, Франции, Германии. Состояла в переписке с диссидентами, в том числе с акад. А. Д. Сахаровым и Е. Г. Боннер. Печаталась в «Русской мысли». В 1977  выпустила в Мюнхене свой сборник стихов «Осень». В 1993 он был переиздан в С.-Петербурге с цветными репродукциями.

Прододжение следует...

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх